Обновлено: 05.12.2025 10:31

Механизм кредита, как правило, подразумевает «встроенную защиту» от необязательных заемщиков. Эти меры дисциплинируют заемщика, помогают защитить кредитора от мошенничества и получить назад выданные деньги. Как правило, санкции при неуплате кредита становятся, чем дольше срок задержки платежа, тем строже и дороже.
Ни один кредитор не стремится наказать недобросовестного заемщика «просто так», ради самого наказания. Ему гораздо важнее получить назад свои деньги, поэтому наказания обычно бывают денежными, в формате пеней, штрафов и изменения условий по кредитному договору. В каждом кредитном договоре они прописываются в специальном разделе, где указывается их список для каждого конкретного клиента и ограничиваются условия их применения. Если конкретного варианта нет в договоре – то его и не имеют права применить, если заемщик нарушил свои обязательства.
Санкции различаются по форме и обстоятельствам применения:
Все, что идет дальше – это уже не санкции как таковые, а попытки кредитора вернуть назад свои деньги и заработанные проценты.
Нормальным платежом по кредиту считается полное и своевременное внесение необходимой суммы на счет, с которого происходит погашение ежемесячного платежа. Соответственно, если сумма неполная, пусть даже на момент списания не хватает считанных копеек, или на момент списания сумма вообще не внесена – это уже неплатеж по кредиту.
Как правило, тяжесть последствий просрочки по кредитам зависит от срока просрочки. Чем дольше неплатеж – тем серьезней неприятности. Но стоит помнить, что любая просрочка, даже на 1 час – это уже негативный «звоночек» для банка.
У каждого кредитора своя политика и конкретные сроки и цифры могут различаться в ту или иную сторону, но в целом картина выглядит примерно так:
24-72 часа, «техническая просрочка». Она может возникнуть даже не по вине заемщика, а, например, из-за технического сбоя при перечислении платежа. Именно поэтому всегда рекомендуют вносить ежемесячный платеж за 2-3 дня до крайнего срока, чтобы защититься именно от таких сбоев. Если клиент в остальном ведет себя пунктуально и добросовестно – банк, как правило, может закрыть на нее глаза. Однако лучше не злоупотреблять лояльностью кредитора.
7 дней и больше. Уже полноценная просрочка. Как правило, на 3-5 сутки автоматика начинает начислять штрафы и «закапают» пени. Как правило, если просрочка была погашена до истечения 1 недели, а заемщик до того не допускал никаких нарушений, данные не уходят в бюро кредитных историй и в кредитной биографии заемщика еще не появляется негативная отметка. После 10 дней – это уже гарантировано.
1 месяц. Когда просрочке исполняется 30 дней, заемщика начинают штрафовать уже всерьез, а пени продолжают капать. Кредитная история уже однозначно испорчена и будет портиться дальше.
1-3 месяца. За это время статус неплательщика ухудшится от обычного неплательщика до систематического, а потом и до «злостного неплательщика». Пени и штрафы постепенно будут накапливаться, а кредитная история закономерно портится. Ближе к 3 месяцам с заемщиком уже начинает активно общаться банковский отдел по просроченным платежам. Трехмесячный срок критичен и потому, что это минимальный срок для того, чтобы банк обратился в суд за обращением взыскания на залоговое имущество (недвижимость или автомобиль). Это произойдет, если сложатся три негативных критерия:
6 месяцев и более. Скорее всего, на этот момент банк уже обратится в суд или передаст долг необязательного заемщика коллекторам. Банки прикладывают все усилия, чтобы вернуть свои деньги, в том числе – за счет имущества недобросовестного заемщика.
Самый надежный способ это сделать - не допускать просрочек и сбоев при погашении. К этому надо начинать готовиться еще до того, как подана заявка. Ваши инструменты:
Подписывайтесь на нас
Присылаем статьи пару раз в неделю