Почему ужесточают правила снятия наличных
В основном виноваты интернет-мошенники и их подручные, дропперы.
Главная проблема у онлайн-преступников не в том, как украсть или выманить чужие деньги, а как «обрубить концы» и сделать украденное своим. Цепочку электронных переводов достаточно легко распутать и данные безошибочно укажут на преступника, а вот наличные средства отследить заметно сложнее, поэтому задачей мошенников становится как можно быстрее вывести деньги в нал, пока им не заблокировали переводы, счета и карты. Именно этот процесс и будут резко усложнять принятые меры.
Как узнают мошеннические операции
Центральный Банк выпустил список признаков, по которым можно распознать операцию без добровольного согласия. Они соответствуют большинству наиболее типичных преступлений с выводом денег через наличные.
- Нехарактерное для клиента поведение при снятии денег: необычное время, расположение банкомата (другой город, снятие ночью и т.д.)
- Снятие наличных в течение 24 часов после оформления кредита или кредитной карты, досрочного закрытия вклада свыше 200 000 рублей, после перевода своих же денег из другого банка на сумму более 200 000 рублей.
- Запрос на выдачу наличных нетипичным для пользователя способом. Например, обычно клиент делает это бесконтактной картой, а тут вдруг начал пользоваться QR-кодом.
- Усиленная телефонная активность: клиент за 6 часов до снятия начал получать много звонков от новых абонентов, на него валом посыпались сообщения в мессенджерах и электронные письма.
- Внезапная смена номера телефона, привязанного к онлайн-банку и «Госуслугам», новое устройство, с которого ведется снятие наличных или признаки вредоносных программ на смартфоне клиента.
- Наличие информации о риске снятия наличных без добровольного согласия клиента.
- 5 и более отказов в выдаче наличных за последние 24 часа – это значит, что клиент несколько раз ошибся с PIN-кодом (который, возможно, ему не знаком).
- Превышение установленного времени на проведение операции.
- Совпадение сведений из государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий.
В целом, этот набор признаков точно соответствует профилю поведения в следующих ситуациях:
- Мошенники вынудили человека обманом или угрозами снять и передать им деньги.
- Мошенники украли карту/смартфон и пытаются снять наличные.
- Мошенники пытаются «украсть личность» клиента и от его имени хотят вывести деньги.
В результате вероятность успешного мошенничества сильно понизится. Разумеется, это не может гарантировать 100% защиту, но, поскольку большинство подобных преступлений делается на достаточно низком «профессиональном уровне», это в разы усложнит их организацию и проведение.
Что сделает банк при обнаружении признаков мошенничества
Если кредитная организация обнаружит хотя бы один из указанных ЦБ признаков операции без добровольного согласия, то он автоматически предпримет следующие шаги:
- Проинформирует реального владельца денег о том, что есть риск противоправных операций с его деньгами. Для этого используется либо SMS, либо push-уведомление.
- На 48 часов будет введен лимит на выдачу наличных денег. Сумму ограничат снятием 50 000 рублей в сутки.
- Если клиент захочет снять большую сумму, он сможет сделать это только лично, в офисе банка, через кассу с паспортом. Правда нужно учесть, что очень крупные суммы лучше заказывать заранее (в кассе просто может не оказаться достаточно денег), а за выдачу наличными может быть взята комиссия.
Как новые меры защиты повлияют на пользование деньгами
В целом у средств клиентов на счетах появится еще один дополнительный уровень защиты на случай, если преступники смогут обманом или угрозами вынудить его снять наличные. Однако внедрение новых правил потребует от клиентов банков заранее планировать свои денежные дела, если они включают в себя крупные суммы в наличных деньгах. Если же действия клиента не совпадают по профилю с перечисленными характерными признаками преступной активности – скорее всего, он никогда и не столкнется с ограничениями.