Обновлено: 22.12.2024 06:06
Странный звонок из вашего банка, высветился номер, очень похожий на официальный, кажется, что все в порядке, но… НЕТ. Или вам звонит «специалист по безопасности» с личного телефона с номером из соседнего региона – и это тоже категорическое НЕТ. И даже «полковник из Главного Управления по борьбе с мошенничеством» в Viber – тоже НЕТ.
Мошенники часто используют подмену номера с помощью IP-телефонии и звонят от имени банка или официальных органов. Так они пытаются вызвать доверие потенциальной жертвы. А еще, пользуясь той же технологией, мошенник может взять номер телефона другого человека. Жертва мошенников ставит его в черный список, а потом абоненты не могут из него удалиться.
Для борьбы с такой схемой мошенничества по запросу Правительства была создана и уже работает система «Антифрод». Ее основная задача – блокировать звонки и сообщения с подменных номеров, пресекая подозрительные вызовы еще до того, как мошенникам удастся дозвониться до человека.
К системе уже подключились операторы «большой четверки» (Мегафон, МТС, Теле2, Билайн), а также многие региональные операторы. И по мере набора статистики поток мошеннических звонков постепенно перекрывают.
Ядро «Антифрода» – Центральная система управления Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ), который является частью Роскомнадзора. Операторы связи подключаются к ГРЧЦ и обмениваются с ней данными, а каналы связи между операторами и ГРЧЦ обеспечивает Роскомнадзор. Оператор исходящего звонка, регистрирует его в базе данных ГРЧЦ, а оператор принимающий звонок, получив его, проверяет наличие такого вызова в базе данных ГРЧЦ. Защита от подмены номеров обеспечивается за счет того, что только оператор исходящего звонка может зарегистрировать его в системе «Антифрод». Вся информация, естественно, передается и хранится в защищенном режиме.
Данные о звонках хранятся и анализируются системами Роскомнадзора. Они решают две задачи: понять, не было ли по конкретному номеру подозрительной активности (например – «вал» звонков по совершенно разным номерам в течение короткого времени) и не было ли при этом признаков использования подменных номеров.
В результате работы «Антифрода» подменить номер будет невозможно. Любые потенциально мошеннические звонки просто не будут проходить через ГРЧЦ.
Но жулики не опускают руки и не стоят на месте. Столкнувшись с блокировками «традиционных» сотовых номеров, они меняют поле деятельности. Сейчас гораздо чаще подменные звонки поступают через WhatsApp, Telegram или Viber – в мессенджерах проще провернуть трюк с подменой номера.
Главное, что нужно усвоить: банки, силовые структуры и государственные органы никогда не пользуются мессенджерами для звонков. Просто потому, что информация, передаваемая через них не так хорошо защищена и сравнительно легко отслеживается. Поэтому, когда у вас раздается звонок в WhatsApp с иконкой очень похожей на лого вашего банка, или даже Центрального Банка или Генеральной Прокуратуры, можно почти со 100% уверенностью сказать – вами заинтересовались мошенники. А с ними разговор короткий: сброс звонка и в черный список.
Техника и сложные системы серьезно облегчают жизнь и помогают защититься от мошенников. Но самая главная линия обороны в наших с вами руках. Ничто не заменит здоровой недоверчивости и толики здравого смысла.