Платные подписки и услуги – один из главных каналов «утечки» достаточно крупных сумм из ежемесячного бюджета. Чтобы не тратить лишнего, лучше проверить их наличие и отказаться от ненужных.
Как подключают ненужные подписки?
У подписок есть неприятная особенность: часто согласие на платные услуги так «маскируется» их поставщиком так, что пользователь и не понимает, что согласился за что-то платить. Есть несколько типичных схем, но главная из них - не читая внимательно пользовательское соглашение, кликнуть на «согласен»:
- Пользователь получает ее от продавца в довесок к купленной им какой-то действительно нужной ему услуге.
- Пользователь забывает снять нужные галочки при установке какой-то условно-бесплатной программы.
- Пользователь соглашается оформить бесплатный пробный период, по окончании которого автоматически наступает платный.
Как и куда утекают деньги?
Чаще всего платные услуги и подписки связаны с онлайном:
- Онлайн-играми и мобильными играми
- Онлайн-магазинами и агрегаторами: маркетплейсы, службы доставки и такси, сервисы поиска билетов и скидок.
- Онлайн-услугами: интернет-кинотеатры, обучающие курсы, платные каналы, онлайн-музыка или радир, сервисы хранения данных, онлайн-библиотеки и т.п.;
- Онлайн-приложениями и рабочими средами: переводчики, различные редакторы, антивирусы, планировщики;
- Экосистемами (банковские, мобильных операторов или крупных торговых сетей): в них пользователю предлагается доступ к различным пакетам услуг, собственных или партнерских, часть из которых может быть платной.
Особняком стоят телефонные подписки. Часто без ведома абонента его подписывают на модные мелодии звонков, автоответчики, заставки и т.п., но деньги в этом случае списываются со счета телефона.
Номинально у подписок есть срок (чаще всего – 12 месяцев), но условия подразумевают, что пользователь сразу согласен на автоматическое продление.
Как найти утечку?
Подписку обычно обнаруживают, когда приходит информация о том, что с вас уже списали деньги за какую-то услугу, которой вы не помните, что пользовались. Лучше действовать на опережение и отключить ненужные сервисы до того, как они начали списывать оплату.
- Автоматический вариант: многие банки сегодня позволяют проверить, в каких сервисах зарегистрирована выпущенная ими карта.
- Проверка истории операций: по-прежнему самый надежный, хоть и трудоемкий, способ –проверить историю операций по всем вашим картам. Проверять надо период больше 12 месяцев, т.к. обычно у платных услуг 2 варианта списаний - ежегодно и ежемесячно.
- Проверка приложений: вручную проверить каждую установленную программу на смартфоне или компьютере на предмет платных услуг. Также можно зайти в свой мобильный магазин приложений, в его меню должен быть пункт «Подписки», а в нем – список приложений, которые списывают деньги за пользование.
- Проверка телефона: у каждой сотовой компании есть свой вариант USSD-команды, позволяющей увидеть список подключенных платных услуг. Как вариант – просто позвонить и запросить список подключенных услуг через контакт-центр мобильного оператора.
Как отписаться?
Отписку надежнее всего проводить вручную там же, где оформлялась подписка. Типовой сценарий выглядит так:
- Зайдите в профиль пользователя в приложении или на ресурсе, от которого вы хотите отписаться
- Найдите в меню пункт или раздел, отвечающий за подписку. Иногда его специально делают плохо заметным.
- Выполните процедуру отписки и подтвердите, при необходимости свое желание отписаться от ненужного сервиса.
Не забудьте: отказываясь от платных услуг, надо обязательно удалить все данные своих карт, телефонов и т.п. из своего профиля в том приложении, чтобы не сработала возможная опция «автоматического восстановления», а также по соображениям безопасности.