Обновлено: 05.12.2025 12:35

Стремление добиваться максимальной отдачи минимумом средств характерно не только для легального бизнеса. Преступники тоже стремятся получить как можно больше прибыли и поменьше при этом трудиться. Один из самых популярных методов получить чужие данные и доступ к чужим деньгам называется «фишинг» и работает так, что жертва сама делает за мошенников большую часть работы.
Термин «фишинг» происходит от английского fishing, «рыбалка», только в оригинале вместо f там используют похоже звучащее сочетание ph. Такое коверкание слов было популярно у интернетчиков в 90-е, как дань термину phreak – сленговое название «обмана» автоматики АТС, чтобы получить бесплатные междугородние звонки, чем занимались еще «доисторические» хакеры.
Название очень удачно иллюстрирует суть метода: обманутая жертва сама заглатывает приманку и надевается на крючок, требуется только верно подобрать наживку и вовремя подсечь. По механике, фишинг – один из вариантов социальной инженерии, построенный на «запрограммированных» реакциях жертвы. Мошенник создает очень похожую на реальную ситуацию и обманом выведывает у жертвы пароли от почты, банковских приложений или «Госуслуг». Характернейший признак - вам предлагают «подтвердить данные», «разблокировать счет/карту», «подтвердить место в очереди» или «пройти аутентификацию» и для этого обязательно просят поделиться личными данными, которые той стороне в принципе знать не положено.
Профессиональные мошенники любят хвастаться, что нет людей абсолютно устойчивых к фишингу, есть только обманщики, которые не умеют верно подобрать «наживку». В действительности, у типичной жертвы фишинга есть несколько характерных черт:
В зоне риска – дети, подростки, пенсионеры. Но допустить оплошность может каждый, как было сказано выше, вопрос только в подборе «наживки».
Фишинг классифицируют по каналам, через которые орудуют мошенники. Конечная цель у них одна, но различается техническая реализация в зависимости от особенностей канала.
В большинстве случаев фишинговые схемы берут количеством, а не качеством. На 100 тысяч «забросов» 2-3 «поклевки»? Ура, удача! При малейшей доле внимательности и здорового скепсиса со стороны потенциальной жертвы, замысел становится очевиден. Но это - «общепит», схема, рассчитанная на невнимательного обывателя и удачу, она по умолчанию рассчитана на 99% отказов. Однако, поскольку количество попыток исчисляется миллионами и даже больше, небольшой процент удачных случаев с небольшим заработком в итоге складывается во вполне существенный доход преступников.
Другое дело, когда светит крупный куш, и мошенники занимаются целевым фишингом. Это уже высокая кухня мошенничества, «наживка» готовится с такой же тщательностью, как операция спецслужб, с проработкой легенды и подходов под конкретную жертву. Изучаются интересы цели, ее сетевое поведение, типичная манера пользования онлайн-ресурсами, детали деловой жизни и биографии. Подобные схемы строятся, наоборот, только для одного-двух клиентов, с расчетом на большой процент удачи. К счастью, большинству из нас такое внимание не светит: целями такого «спирфишинга» становятся фирмы, точнее какие-то ключевые сотрудники в них (руководство, главный бухгалтер, начальник подразделения и т.п.) или просто очень богатые люди. Загарпунить такого «кита» будет огромной удачей для мошенников, ведь на кону могут быть миллионы от одной успешной операции.
Основное, на что рассчитывают на «рыбалке»:
Поэтому лучшим средством от того, чтобы попасться на крючок к жуликам были и остаются здоровая доля недоверчивости, внимательность и знание того, как работают мошеннические схемы.
Подписывайтесь на нас
Присылаем статьи пару раз в неделю