Обновлено: 09.10.2024 14:20
Социальная инженерия – под этим названием объединяются разные психологические техники, которые позволяют склонить человека к изменению поведения или совершения каких-то нужных действий. Как и у любой другой технологии, у социальной инженерии есть свои «светлые» и «темные» стороны.
В «светлом» варианте она используется, чтобы побудить адресата к правильным и общественно полезным действиям. Так, например, обществу привили оплату проезда без кондуктора или магазины без продавцов с самостоятельной оплатой, постоянно учат соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте и т.п., даже школьное образование – это в чем-то «светлая» сторона социальной инженерии.
Но гораздо чаще в последнее время мы слышим о ее «темной» стороне. Пользуясь похожим набором приемов, злоумышленники втираются в доверие к жертве и заставляют ее отдать им персональные данные, данные карт, пароли, и, конечно же, деньги. Жертвы потом недоумевают – как так получилось попасться на удочку, это же глупо и сразу видно? Но в том и искусство мошенника, что в момент манипуляции жертва не полностью понимает, что творится.
Чтобы вывести человека из равновесия, мошенники обычно используют всего два базовых психологических рычага: страх и жажду легкого обогащения. Работать с жертвой предпочитают через телефоны и мессенджеры или через электронную почту, пользуясь набором психологических заготовок.
Типичные приемы социальной инженерии, основанные на страхе:
Приемы, основанные на желании случайного обогащения:
Во всех случаях схема одна и та же:
Узнаете? Это лишь часть примеров, с которым вы или ваши знакомые, наверняка, сталкивались в жизни.
Проверенный способ борьбы с социальной инженерией – умение ее распознавать. Как только секрет психологического фокуса раскрыт, он тут же теряет свою убедительность. Едва вы заметили характерные конструкции и манеру подачи, можно не сомневаться: вас «щупают» мошенники.
Есть несколько важных профилактических мер, цель которых – усложнить мошенникам поиск точек контакта с жертвой, чтобы можно было втереться в доверие:
И самое главное оружие для противодействия жуликам: холодная голова и здоровая доля недоверчивости. Если звонит «сотрудник банка» - сбросьте номер и перезвоните по официальному телефону организации. Когда есть реальная проблема, банк всегда ее подхватит 😊